Качура Ольга Анатольевна

Воспитание ребенка как личности безопасного типа в ДОУ

В начале XXI столетия основной доминантой развития образования становится признание обществом приоритета общечеловеческих ценностей и интересов. Усиление роли значимости общечеловеческих ценностей, их приоритет в решении глобальных проблем цивилизации, актуализирует проблемы жизнедеятельности и обеспечение ее безопасности.

В этом контексте проблема формирования личности безопасного типа поведения и культуры безопасной жизнедеятельности, ее образовательная направленность актуальна  для современной России.

Для реализации этой задачи  необходимо формировать новое мировоззрение, систему идеалов и ценностей, чтобы безопасность жизнедеятельности стала внутренней потребностью человека и общества, т.е. формировать соответствующую культуру и как следствие – соответствующую ей личность безопасного типа.

По определению президента Фонда национальной и международной безопасности Л.И. Шершнева, личность безопасного типа – это человек, осознающий самого себя, своё предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу и сохранением жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям во имя высоких идеалов защиты Отечества, уважающего свою историю и традиции своей Родины.

  Содержание личности безопасного типа включает в себя возможности и способности человека удовлетворять потребности в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и самооценке, что составляет ядро личности.

Психологическая готовность личности безопасного типа объясняется предвидением опасностей, осознанием возможностей уклониться от опасностей; наличием навыка преодоления опасности.

 Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечает, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

  К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».

Всем известно, что  дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей –  все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.

Обучение и воспитание безопасной жизнедеятельности, по мнению многих специалистов (Сапронов В.В., Девисилов В.А., Русак О.Н. и др.), должны строиться на принципах преемственности и непрерывности этих процессов.
Как указывает в проекте Концепции национальной образовательной политики в области образования,  ее автор Девисилов В.А., непрерывность образования - это введение его во все ступени воспитания и обучения. В Концепции устанавливается шесть ступеней воспитания и образования в области безопасности и  I ступень - дошкольное воспитание.
Воспитание безопасного поведения на первой ступени воспитания и образования  очень важно с точки зрения закладывания основ безопасного поведения, остающихся на всю жизнь человека. Именно на этой ступени обучения и воспитания навыки, в том числе безопасного поведения, отличающиеся прочностью и легкостью выработки.
Девисилов В.А. подчеркивает, что начальный этап формирования культуры безопасности является основой дошкольного воспитания и образования. На этой ступени прививаются некоторые элементарные правила и навыки бережного отношения к природе, поведения на улице, обращения с людьми и животными, предметами, с которыми сталкивается ребенок в этом возрасте.
Методика обучения, по мнению Девисилова В.А., должна основываться на совокупности житейских представлений и практического опыта формирования личности с учетом психики и познавательной деятельности детей дошкольных возрастов.
В процессе ведущей деятельности - игры-совершается активное усвоение детьми социального опыта. Переход от элементарных к более сложным ведущим деятельностям увеличивает возможность усвоения нового опыта.
Каждый возрастной период обладает особой чувствительностью, сензитивностью к определенного рода воздействиям, в связи с чем обучение некоторым знаниям, умениям и навыкам в младших возрастах оказывается иногда более эффективным, чем в старших.
В соответствии с потребностями общества в подготовке человека к безопасной жизнедеятельности в педагогической теории и практике ведется поиск путей и средств воспитания культуры безопасности.

В  ДОУ внедряются программы обучения основам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни, в соответствии с которыми  детям в игровой форме доводятся знания по вопросам правил дорожного движения, безопасного поведения в быту и другие элементарные понятия безопасного поведения. Авторы программ обращают внимание на то, что безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в жизненных различных ситуациях, в том числе и неожиданных. Определяя основное содержание работы по ОБЖ и направления развития детей, авторы программ посчитали необходимым выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять в обязательном порядке, так как от этого зависят их здоровье и безопасность жизни.

В детском саду вопросам безопасности воспитанников уделяется особое внимание. С этой целью установлена кнопка тревожной сигнализации, безопасностью образовательного учреждения занимается вневедомственная охрана. Камера круглосуточного видео наблюдения препятствует проникновению подозрительных лиц на территорию детского сада. Обследование МДОУ сотрудниками правоохранительных органов, пожарными и специалистами городского управления по делам ГО и ЧС на предмет антитеррористической защищённости проводятся регулярно. Особое внимание уделяется технической укреплённости дверей, окон, чердачных и подвальных помещений, исправности средств пожаротушения, освещённости территории.

В воспитательном процессе детского сада стало традицией проведение недель безопасности, в течение которых педагоги отрабатывают совместные действия при эвакуации, напоминают детям о правилах поведения дома и в общественных местах, проводятся беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры по данной тематике. Воспитанники совершают целевые прогулки в места повышенной опасности, обыгрывают ситуации “Как вести себя, если…”, оформляются выставки рисунков, пособий для изучения правил антитеррористической безопасности.

Так же большое внимание в этом вопросе уделяется взаимодействию с семьей (анкетирование, памятки, консультации, семинары, родительские собрания  т.д.).

В результате этой работы у детей развивается осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее. Педагоги ориентируются на реализацию компетентного подхода к развитию ценностей безопасного и здорового образа жизни. У родителей формируется осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.
  В последние годы в деятельности педагогических работников ДОУ и общеобразовательных школ значительно увеличилось количество мероприятий, посвященных проблеме безопасности человека и общества.
На примере обучения детей правилам безопасного поведения на дороге, которое получило очень хорошее развитие в Республике Адыгея, можно видеть, как грамотно организованная система воспитания и обучения приносит свои плоды.
Если учесть, что результатом такой кропотливой и сложной работы являются снижение детского травматизма, сохранение жизни детей, то становится очевидным, что такую же работу надо продолжать и в отношении общей безопасности детей - дома, в быту, на отдыхе, на водоемах, при возникновении опасных ситуаций, связанных с пожарами, стихийными бедствиями и т.п.

В наибольшей безопасности тот, кто начеку, даже когда нет опасности.

Сайрус

13 марта 2016 в 18:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.